Музыкальная терапия Москва
Музыкальная терапия Москва

Методы музыкотерапии в домашних условиях

Многие люди (как специалисты, так и обыватели) убеждены в том, что с помощью музыки человек не только добивается успокоения и релаксации, но и излечивается от определенных недугов. На базе этого построена музыкальная терапия, в ходе которой профессионалы используют музыку, чтобы помочь пациентам добиться улучшения на всех фронтах – в сфере эмоций и даже физическом состоянии.

Более того, с помощью выявления результатов сканирования мозга доказана польза неврологической музыкальной терапии (NMT), применяемой при разного рода неврологических нарушениях (включая сенсорные, двигательные и когнитивные расстройства). Но, разумеется, существует множество других аспектов применения музыки.

Она воздействует на глубинные структуры человеческого мозга, помогая бороться со многими недугами. Чтобы приобщиться к музыкотерапии, совсем не обязательно обращаться в дорогостоящие психологические центры, эти знания можно использовать даже дома, в частности применять методику в процессе воспитания детей. Для этого достаточно просто последовать нескольким советам.

Воздействие музыки в сфере познания

В 1993 году ученые Гордон Шоу и Фрэнсис Раушер исследовали воздействие сонат Моцарта на пространственно-временное мышление и выдвинули гипотезу о следующих за прослушиванием музыки улучшениях. Теория была оспорена, однако исследования, проведенные позднее, доказали, что положительное влияние музыки все-таки неоспоримо. Как же включить в процесс воспитания своего чада элементы музыкальной терапии?

Методы музыкотерапии в домашних условиях

Помощь в запоминании

Музыка – отличный мнемонический (направленный на улучшение процесса запоминания с помощью ассоциаций) инструмент, информация гораздо проще усваивается в музыкальном формате, чем при скучной зубрежке. Базовую информацию можно давать ребенку в виде песенок на знакомые мелодии, и напевая их вместе с чадом, радоваться расширению его горизонтов. Кстати, музыкальный формат очень популярен при изучении детками английского языка.

Развитие обоих полушарий мозга

Для этого отлично подойдет игра с барабанами или чем-то, что может их заменить. Необходимо спеть или сыграть мелодию, в ходе этого ребенок должен в такт бить в правый барабан левой рукой, а затем, наоборот, в левый барабан правой рукой. Поначалу может быть сложно, однако с помощью маленьких подсказок ребенок справится с задачей. Задание улучшает работу сенсорных систем и приводит к упорядоченности мозговых процессов.

Улучшение концентрации внимания

С малышами полезно использовать музыкальные элементы в соотношении с каким-либо действием, то есть определенная музыкальная реплика должна быть привязана к повседневной, выполняемой регулярно, задаче. Это помогает малышу снизить уровень беспокойства при смене рода деятельности. В школе так делают, например, на уроках музыки, вначале привлекая внимание песней. Что же мешает использовать этот метод дома?

Воздействие музыки на процесс социализации

Интересно то, что музыка также может выступать способом коммуникации и тренировать коммуникативные навыки. Исследования показывают, что музыка может стать отличным мостом в освоении принципов коммуникативных процессов, поскольку задействует те же механизмы, что используются при изучении и использовании языка. Как же помочь ребенку социализироваться с помощью музыки?

Развитие чувства ритма

Упражнение рассчитано на двоих ребят. Для проведения необходим музыкальный инструмент (опять же, можно использовать барабан или нечто его заменяющее). Один из детей играет определенную мелодию (для начала это может быть совсем короткий ритмический рисунок, но постепенно продолжительность мелодии растет), задача второго – внимательно выслушать, с помощью полученных от партнера сигналов понять, что настала его очередь, и повторить мелодию. Задание отлично работает для формирования правильного интонационного и ритмического рисунка в речи ребенка.

Музыкально-речевое комбинирование

Данная игра строится на основе диалога: один из ребят задает вопросы, второй при этом должен ответить на вопрос, используя музыкальные инструменты. Положительный ответ дается одним инструментом, отрицательный – другим.

Методы музыкотерапии в домашних условиях

Развитие умения работать в команде

Данное упражнение идеально подойдет для небольшой группы детей. Выбирается лидер-дирижер, он «раздает» каждому малышу свой инструмент (либо можно прибегнуть к имитации инструмента своими силами – свистом, хлопками и т.д.). Дирижер показывает музыкантам, как нужно играть, то есть регулирует громкость, скорость, используя мимику и жесты, а также вербальные подсказки.

Очень важно, чтобы в роли дирижера выступил каждый из ребят, поскольку лидерская позиция для многих часто бывает в новинку. Здесь же каждый может раскрыть себя и свой потенциал. Также в игре развиваются другие навыки – умение прислушиваться к партнерам, концентрация внимания и уверенность в себе и собственных силах. При общих стараниях ребята и вправду станут действовать, как маленький слаженный оркестр.

Специалисты уверенно заявляют, что в доме обязательно должна присутствовать музыка, и неважно, умеют ли родители играть на музыкальных инструментах или петь. Более того, для создания уютной обстановки и регулирования настроения музыка тоже идеально подходит. Например, если чадо не слушается и грозит своими прыжками разломать дома все вплоть до фундамента, достаточно выбрать подходящую к его состоянию музыку, а затем постепенно сменить ее на медленную, что успокоит ребенка.

Музыка воспринимается ребенком, как нечто естественное и безопасное, создает особую дружественную ребенку атмосферу. Именно поэтому музыкотерапия может одинаково успешно применяться как для обычных детей, так и для малышей с поведенческими проблемами и трудностями развития.

Есть вопросы?

Напишите или позвоните нам